ОХЛАЖДАЮЩАЯ ЖИДКОСТЬ. антифриз (antifreeze - незамерзающая жидкость, англ.) - это любая незамерзающая жидкость для охлаждения двигателя. тосол - торговая марка антифриза на этиленгликолевой основе, состоящая из воды, этиленгликоля и пакета присадок. в настоящее время для изготовления антифризов в основном используется две основы - этиленгликоль и пропиленгликоль. антифризы на разной основе смешивать нельзя, только разбавлять водой, если долить больше нечего. антифризы, в отличие от воды, при низкой температуре не кристаллизуются, а переходят в некую аморфную структуру, которая не увеличивает объем, а следовательно не разрушает механизм. чтобы антифриз не кипел в системе охлаждения (температура кипения антифриза должна лежать в пределах 110-115 градусов цельсия при атмосферном давлении, но фактически может быть близкой к 100 градусам), она должна быть герметичной. при повышении температуры в системе повышается давление и точка кипения антифриза смещается на 7-10 градусов вверх. для предотвращения разрушения системы, в ней предусмотрен клапан, стравливающий давление, если температура ОЖ продолжает расти. поэтому если антифриз закипел, то либо система не герметична, либо мотор перегрелся. сильно перегретый антифриз теряет свои свойства и подлежит замене. не открывайте расширительный бачок на прогретом двигателе. как только давление в бачке упадет до атмосферного, антифриз мгновенно вскипит и может ошпарить руки и лицо. теплоемкость антифриза на 10-15% меньше, чем у воды, поэтому для них нужны большие радиаторы, вязкость в 4-5 раз выше, чем у воды, что обуславливает необходимость установки мощной помпы, коэффициент теплового расширения у антифриза выше, чем у воды, поэтому нужно обязательно оставлять в расширительном бачке свободное пространство, иначе система начнет плеваться антифризом, а сама система может получить повреждения. ВНИМАНИЕ! антифризы на основе этиленгликоля (в т.ч. "тосол") - токсичны и относятся к 3й группе ядов (для взрослого человека 100 мл этиленгликоля - смертельная доза!). антифризы на основе пропиленгликоля совершенно безвредны для человека. пропиленгликоль при тех же физических свойствах, что у этиленгликоля (температура кипения пропиленгликоля около 160 градусов, этиленгликоля 170 градусов цельсия) стОит примерно вдвое дороже, поэтому такое распространение получили токсичные антифризы на этиленгликолевой основе, которые допускается применять только в герметичных системах охлаждения/отопления. наконец, тосолы разных производителей отличаются набором присадок. если импортный антифриз стОит в 5 раз дороже неизвестного тосола, не надо смеяться. возможно он не токсичен для человека и будет меньше разъедать металл и резину системы охлаждения. выбор - дело финансовых возможностей. естественно, по возможности нужно покупать антифриз на основе пропиленгликоля, а не "тосол". этим вы не только продлите русурс мотора, но и сбережете свое здоровье. поддельный тосол обычно имеет сильный запах аммиака. осторожно понюхайте его прежде чем лить в систему. если почувствовали резкий запах аммиака - сразу же выбрасывайте! иначе будете менять помпу ОЖ, что в случае с вазами совсем не простая и довольно дорогая операция.